?

Log in

Про ЕГЭ - Записки сомневающегося преподавателя

июн. 16, 2017

09:07 am - Про ЕГЭ

Previous Entry Поделиться Next Entry

В этом году по материальным причинам много занималась со школьниками, готовила к ЕГЭ и ОГЭ. Экзамены прошли, самое время поделиться впечатлениями.

Конечно, выборка не очень большая. Но только в одном случае я могу сказать, что школа делает все, что нужно, просто ребенку требуются дополнительные занятия. Все остальное так или иначе проблемы школы.

Первая, и самая яркая группа - это, извините, претенденты на мою внутреннюю премию "Дебил года". В одном случае я подозреваю органические нарушения и полную необучаемость. В другом - человек потерял математику где-то классе в четвертом и решительно сопротивляется попыткам ее вернуть. Подозреваю, таких тьмы и тьмы. Чрезвычайно интересно, что оба ученика довольно успешны в школе и получают отнюдь не двойки, а балансируют между тройкой и четверкой. Как же так получается? Дело в том, что в обоих случаях логику, знания и абстрактное мышление им заменяет память и интуиция. Просто звериное чутье и неплохая зрительная память. Получается неважно, по свойствам психики человек не может систематизировать знания и понимать абстракции или просто решительно не хочет. Выходит из положения он с помощью интуиции. Мне приходилось видеть совершенно чудовищные решения, которые, тем не менее, приводили к правильному ответу. А именно это и нужно в первой части ЕГЭ и ОГЭ. Напротив, многие из тех, кто хорошо мыслит и понимает математику, не могут выдать безупречный ответ из-за невнимательности или волнения. Происходит чудовищная несправедливость.

Вторая группа, на удивление обширная, - это прекрасно мыслящие ребята, которым школа просто недодала нужных знаний. Как правило, это обычные школы без всяких углублений, которые тем не менее дали неплохую базовую подготовку. В каждой школе уровень этой базы разный. Но во всех случаях, когда ко мне обращались, она была ниже возможностей ученика. И во всех случаях обращались поздно. Безумно обидно. Как правило, все эти ребята кроме школы ходили на какие-то курсы. Родители и дети считали, что этого достаточно. И только весной вдруг начинали подозревать, что чего-то не хватает.

Сейчас скажу важную вещь: курсы - это выкинутые на ветер время и деньги. Тот, кому курсы могут помочь, вполне может подготовиться самостоятельно и бесплатно. Сейчас просто лавина всевозможных бесплатных уроков и курсов в сети. Просто тьма бесплатных и очень хороших материалов для подготовки. Просто завал неплохих форумов и групп, где можно получить квалифицированную обратную связь. Это с лихвой перекрывает все, что вам могут дать курсы.
Если же человек не может воспользоваться всем этим самостоятельно, то гораздо эффективнее курсов будут редкие и/или дистанционные занятия с репетитором. Не подозревайте меня в том, что я ругаю курсы, потому что они отнимают у меня учеников. После курсов все равно приходят ко мне. А вот я сейчас скажу вещь, которая подорвет мое материальное благополучие гораздо сильнее. Если у вас тяжело с деньгами и вы не можете платить московским репетиторам, найдите преподавателя в провинции и занимайтесь с ним по скайпу. Это будет стоить вам в 2-3 раза дешевле (иногда дешевле курсов), а качество ничуть не хуже. Занятия по скайпу чуть уступают в темпе, усложняют контакт, но зато экономят ученикам время и силы. А родителям деньги.

Третья группа - это ученики сильных математических классов, мечта репетитора. Я отдыхаю душой, когда после до тошноты надоевших егэшных задач приходится разбирать что-то оригинальное, разнообразное и красивое. И если ребенок одаренный и собирается поступать по олимпиадам, то это то, что нужно. Но вот если он будет конкурировать по ЕГЭ, то тут, как ни странно, проблема.

ЕГЭ - это спорт. И он требует постоянных тренировок. А математические классы дают хорошую разнообразную математическую подготовку. Если посадить рядом учеников этих классов и тех, кто натаскивается на ЕГЭ, и дать им любой вступительный экзамен доегэшной эпохи, то пропасть будет очевидна. А вот на ЕГЭ как бы не получить обратный результат.

Ну и, к сожалению, в тех матклассах, с которыми я сталкивалась, расцветает неприкрытый снобизм. Учитель ориентирован на кучку особо талантливых ребят, а всем остальным предлагается справляться самостоятельно. Но это, кстати, общая проблема. Учитель сейчас поставлен в такие условия, что не может адекватно работать с целым классом. Просто в обычных школах ставку делают на слабых, в продвинутых - на сильных.

Если вам не надело, еще пара общих впечатлений.

Абсолютно у всех категорий провал в базовых навыках. Тех, что даются в 5-8 классах. Навыки счета и преобразований выражений. Например, подавляющее большинство испытывает затруднения в извлечении неизвестного из знаменателя или в преобразовании многоэтажных дробей. Другое дело, что одни этого просто не умеют, а другие делают медленно или склонны ошибаться. В 11 классе уже поздно доводить это до автоматизма, надо заниматься другими вещами. А в средней школе то ли детей жалеют, то ли и так загрузка большая. Но нет другого способа получить надежную базу, чем прорешать миллион примеров. Какой бы талантливый ребенок ни был, придется поработать задницей.

Чем больше хороших доступных материалов для самостоятельной подготовки, тем меньше ребята могут ими воспользоваться. Выросло поколение, которое привыкло учиться индивидуально с преподавателем. Не понимают массовых объяснений (отсюда бесполезность курсов) и тем более печатных материалов. Сесть и просто разобрать готовое решение, прочитать книжку с последовательным изложением темы, сопоставить с другим источником и сформулировать свои вопросы подавляющее большинство не может. Не потому что глупые, а просто навык не сформирован. Это я даже не по школьникам сужу, а по студентам.

С нагрузкой у старшеклассников патовая ситуация. Школа по факту норовит отожрать как можно больше времени. Дети выходят из школы в 4,5, даже 6 часов. При этом фактически большинству школа не в состоянии дать всего необходимого для поступления. Поэтому после школы ребята вынуждены ездить по курсам и репетиторам. И когда-то еще делать домашнее задание (и школьное, и от репетиторов). У кого угодно тут случится физическое и нервное истощение. В этом смысле самый благополучный ученик в этом году у меня был спортсмен на экстернате. Но там другие проблемы.

Comments:

[User Picture]
From:olga_moskowska
Date:Июнь 16, 2017 08:16 am
(Link)
а кё фэр-то, фэр-то кё?

но спасибо, что поделилась, это важно
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 08:42 am
(Link)
Революцию :)

То, что выбирать школу получше - понятно. Но все школы сейчас не фонтан и, подозреваю, год от года будут становиться все хуже.
Для себя как для матери пока решила, что главная задача - не упустить базу. Все помешались на олимпиадах (что поделать, от этого учительские премии зависят), а главное в начальной и средней школе освоить на уровне автоматизма скучную, необходимую базу. Нарешивать, нарешивать, и еще раз нарешивать. Добиваться скорости и безошибочности. Это скучно и сложно разнообразить, но другого пути нет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:buddha239
Date:Июнь 16, 2017 09:00 am
(Link)
Какой Вы, однако, тоскливый ужас пропагандируете.:) Неудивительно, что в результате мало кто любит математику.

Что касается олимпиад: неужто на них натаскивают всех подряд?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:17 am
(Link)
Ну, советская школа как раз этим и занималась. И в десятом классе абсолютное большинство выпускников могли уверенно найти делитель по частному и делимому. Сейчас любителей математики не прибавилось, но вот навык переворачивания дробей безвозвратно утерян.

А про олимпиады так и есть. Это один из основных показателей ППС для учителей. А соответственно, от этого зависят премии, категории и другие плюшки. Поэтому развелось полно сомнительных олимпиад, участие в которых для детей добровольно-принудительное.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:buddha239
Date:Июнь 16, 2017 09:37 am
(Link)
Я, конечно, не утверждаю, что сейчас учат правильно (и вообще, не совсем в курсе ситуации). Но посмею все же усомниться в том, что тупая долбежка - единственно возможный метод для всех школьников.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_nefiodova
Date:Июнь 16, 2017 10:57 am
(Link)
Я занималась с девочкой по химии, и мы в таких случаях представляли себе 10:5=2 и дальше действовали по образцу.
Но я, если честно, и сама иногда так делаю, без всяких учениц.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 11:18 am
(Link)
Да, это первое что я им советую в таких случаях. Но проблема в том, что они часто на автомате делают неправильно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:zinaida_s
Date:Июнь 17, 2017 07:53 am
(Link)
+1, включая химию
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:olga_moskowska
Date:Июнь 16, 2017 09:24 am
(Link)
вот у нас с этим проблемы (
очень хочу с тобой кофе попить, поплакаться
давай на следующей неделе?
я тебе вещи привезу наконец-то ))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:27 am
(Link)
С удовольствием! :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:imochka
Date:Июнь 16, 2017 08:46 am
(Link)
а скажи, как специалист, что делать с первой группой? подозреваю, что один мой ребенок пытается выучить математику наизусть :) есть какие-то специальные методики или как вообще с ними работают?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:06 am
(Link)
В этом я как раз не специалист. Ко мне попадают уже когда поздно пить боржоми. И я пытаюсь выжать максимум из того способа освоения материала, которым ребенок умеет пользоваться.

В любом случае, надо выяснять подоплеку. Часто такое происходит, когда ребенок не усвоил какие-то темы, а потом все наслаивается как снежный ком. Или учитель плохо (неподходяще для конкретного ребенка) объясняет, а ребенок считает, что он неспособен понимать в принципе. Или есть объективные сложности с логикой и поначалу действительно проще выучить наизусть, чем разобраться. А потом уже поздно дергаться.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:imochka
Date:Июнь 16, 2017 02:39 pm
(Link)
Мне кажется, там все вместе. Начиная с по-другому работающей логики, заканчивая неудачным учителем и снежным комом. И что делать, не знаю совершенно. :( Даже не знаю, на какие слова гуглить :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 17, 2017 07:57 pm
(Link)
Я бы нашла опытного школьного учителя, работающего с начальной или младшей средней школой. И обязательно, чтобы у ребенка с ним сложился контакт. Прямо бы перебирала, пока ребенку не понравится.

А так общие рекомендации известны. Отмотать как можно дальше назад, где возникло первое малейшее непонимание. И оттуда уже идти очень аккуратно, пробуя разные способы и нащупывая, как лучше ребенок воспринимает информацию. И конечно снять страх перед предметом, строить это все как историю успеха, показать, что на самом деле ученик все способен понять.
Но это все проделать, мастерство нужно и опыт.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_nefiodova
Date:Июнь 16, 2017 08:59 am
(Link)
Очень интересно, спасибо!
Мне ЕГЭ уже не надо, но я тоже "потеряла математику", правда, главным образом, не в четвертом класе, а на первом курсе, и до сих пор мучаюсь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:26 am
(Link)
Ну, никогда не поздно :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:zayasa
Date:Июнь 16, 2017 09:12 am
(Link)
Cпасибо!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:25 am
(Link)
Не за что, спасибо что читаете.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:common_optimist
Date:Июнь 16, 2017 09:17 am
(Link)
Спасибо за пост! У меня похожие наблюдения, но я их существенно хуже формулирую. В своё время именно из ваших записей отследила, что действительно, и школьники и студенты привыкли обучаться индивидуально, а не в группе.
И прошу прощения за вопрос, а вы из вуза ушли? Лично я с нынешними нормами выработки в режиме вуз+ученики вскрываюсь от перегрузок.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:18 am
(Link)
Нет, не ушла, и тоже дикий перегруз. Но что делать?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:inga_ilm
Date:Июнь 16, 2017 09:17 am
(Link)
спасибо Вам за эти размышления!
Вы позволите сделать перепост?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 09:24 am
(Link)
Да, конечно. Спасибо, что читаете.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:inga_ilm
Date:Июнь 16, 2017 09:30 am
(Link)
всегда с большим интересом и вниманием!)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:mfrid
Date:Июнь 16, 2017 09:47 am
(Link)
Спасибо. Делаю вывод, что надо у своих детей отслеживать, чтобы в младшей и средней школе всё усваивалось до автоматизма. Эх...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:metrika
Date:Июнь 16, 2017 12:06 pm
(Link)
К сожалению, родителям сейчас приходится включаться.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:mfrid
Date:Июнь 16, 2017 02:47 pm
(Link)
С другой стороны, если вспомнить, сколько с нами мама и особенно бабушка возилась, то ничего нового. Разница скорее в общей школьной нагрузке, и какая её доля -- чистое пожирание времени и сил детей без осмысленной отдачи вообще.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:_hedwiga_
Date:Июнь 18, 2017 05:46 pm
(Link)
---Не потому что глупые, а просто навык не сформирован. Это я даже не по школьникам сужу, а по студентам.
Мои дети постоянно ноют, что их замучили разными презентациями по всем предметам. Я так понимаю, что для этого надо рыть инфу в интернете, но как оказывается- они не умеют рыть инфу.
Вот как так получается?

---При этом фактически большинству школа не в состоянии дать всего необходимого для поступления. Поэтому после школы ребята вынуждены ездить по курсам и репетиторам.

Абсолютно согласна. Мне прям хочется увидеть, ЧЕМ же они в школах этих занимаются, если такой маленький выхлоп в итоге?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:1000melochej
Date:Июнь 20, 2017 06:25 am
(Link)
Спасибо, очень полезно!
(Ответить) (Thread)